24 августа 2015

Сергей Мямин

Сергей Мямин

Застройка Екатеринбурга – тема, в которой каждый горожанин ощущает себя экспертом и знает, как сделать лучше, правильнее и красивее, чем это делают власти. Накануне профессионального праздника строителей заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Сергей Мямин рассказал о том, как работают чиновники архитектурно-строительной отрасли.
 

Про объемы работы

В простонародье принято считать, что решение о строительстве принимается так: тихонечко собрались один–два чиновника и ночью раздали город. В действительности  все, конечно, гораздо сложнее. Задача департамента архитектуры и администрации – связать десятки, а часто сотни, внешних технических условий, требований, ограничений, увязать земельные и имущественные отношения, права третьих лиц, градостроительные планы,  транспорт, условия Роспотребнадзора, Минстроя, всех сетевых структур и т.д., и т.д, и т.д.  Причем, увязать все эти требования нужно  в разумный срок, и дальше нести за них ответственность. За год через департамент архитектуры проходит более 200 проектов жилищного строительства, более 1000 проектов индивидуального жилищного строительства со всеми бумагами. В его компетенции также более 15 муниципальных услуг, по каждой из которых нужно вести оборот в соответствии с законом. Свыше 12 тысяч заявок и обращений в год поступает от собственников. Жители города даже не подозревают, какой это колоссальный объем работы!

Про градостроительные планы

Градостроительное планирование подразумевает очень длинные циклы и основывается не только на текущем понимании дел, но и на преемственности с прошлыми наработками. У наших генеральных планов срок действия по 20–30 лет. Например, нынешний генеральный план был разработан в 2004 году, и мы предполагали работать по нему до 2025 года. Но город настолько быстро рос и так быстро менялся, что сейчас мы приняли решение об актуализации этого документа.

Во-первых, за последние десять лет в городе наработано очень много проектов планировки и  градостроительных концепций. В застройку вовлеклись новые земли, ранее для этого не предназначенные: например, прежнее назначение территории Академического – земли сельскохозяйственного назначения. Отразить эти изменения в генплане необходимо, чтобы посчитать, как они сказались на основных технико-экономических показателях города. 

Во-вторых, численность населения города растет быстрее, чем мы предполагали в начале 2000-х. В 2015 году мы достигли показателей, которых по генплану должны были достичь только к 2025 году. Растет и уровень автомобилизации. Огромной проблемой для города стала маятниковая миграция – когда 100–200 тыс. человек ежедневно ездят на работу и домой через весь город и из окрестностей. Инфраструктура такой нагрузке не соответствует. 

В-третьих, мы быстрее и больше строим. В генплан мы закладывали строительство 700 тысяч кв. м жилья в год, а строим, как вы знаете, около миллиона. 

В-четвертых, у нас расширились границы муниципального образования. Огромная территория попала в категорию «земли населенных пунктов», и это дало новый толчок к развитию города. 

Все эти изменения необходимо отразить в актуализированном генплане. Эту масштабную работу мы планируем завершить до конца года и представить ее к публичному и профессиональному обсуждению. Однозначно, дебаты будут жаркими, но мы к ним готовы!
 

Про тех, кто принимает решения за облик города

Я бы хотел обратить внимание на то, что в городе успешно функционирует архитектурно-градостроительный совет. Это интересное, яркое мероприятие, и мы уникальны на территории России в том, что проводим его регулярно, а все его заседания открыты для горожан. Совет уникален и по составу: это совещательный орган, контрольный пакет мнений в котором принадлежит профессиональным архитекторам, а не власти и лоббистам. Они вправе одобрить или не одобрить проект в такой форме. Мы впервые собрались в феврале и за это время рассмотрели порядка десяти проектов, среди которых  градостроительная концепция второй очереди Академического, объект УГМК на месте снесенного элеватора, неоднозначный проект рядом с мельницей на железнодорожном вокзале, проект Нормана Фостера на набережной Исети. Задача, которую мы каждый раз преследуем – как не лишить проект инвестиционной привлекательности, не нарушив при этом архитектурную целостность окружающей застройки, и не растерять объекты-памятники. Мы планируем придерживаться подобной открытости и дальше, увеличивая число проектов, которые проходят через Градсовет.
 

Про качество строительства

У нас очень много споров с застройщиками и архитекторами о том, зачем мы повышаем требования к нашему городу, к его архитектуре. Ведь это сложно, это большие дополнительные вложения инвесторов. А не будет инвестиций, не будет развития, и мы все будем жить в бараках. Однако принимать примитивные решения и называть их архитектурой  неправильно. Наш город заслуживает большего. Не теряя интересов инвесторов, мы обязаны учитывать интересы горожан. Мы все с вами мечтаем о пешеходных маршрутах, о связанных велосипедных дорожках, о красивых парках, как в Европе. Но далеко не все понимают, что большое общественное пространство вообще-то требует содержания, а содержание — это наши с вами налоги и платежи, которые мы платим в бюджет. Это как в многоквартирном доме: можно построить дом, в котором 50% будет отведено под места общего пользования, и жильцы будут скидываться, чтобы их содержать. Также и город можно превратить в одно понятие — место общего пользования. Но на что мы будем его содержать? Мы обязаны все эти аспекты учитывать и находить то решение, которое приемлемо для нашей экономики, для города и горожан.

Требования к качеству объектов мы повышаем, разумно, эволюционно, не нагружая излишними условиями. В строительной сфере нашего города представлены самые разные материалы и технологии. Мы не боимся строить здания выше 100 метров, потому что достаточно профессиональны для этого. В России таких городов, кто владеет строительной компетенцией, всего три, и наш Екатеринбург – один из них. Города-миллионники ровняются на нас по поэтому и многим другим градостроительным вопросам. Нам действительно есть, чем гордиться.

 

Текст: Валентина Озорнина

Материалы по теме

Комментарии