21 августа 2015
Виктор Ананьев

Большой Екатеринбург

Виктор Ананьев

Тема создания «Большого Екатеринбурга» уже лет 10 витает в уральском воздухе, но пока так и не получила своего логического разрешения. О том, быть ли Екатеринбургу Большим, и даже глобальным, мы поговорили с директором по развитию компании «Атомстройкомплекс» –Виктором Ананьевым.

Пролог. Мюнхен Мюнхену рознь

По мнению Виктора Валерьевича, Екатеринбург вполне может равняться на Куала-ЛумпурПо мнению Виктора Валерьевича, Екатеринбург вполне может равняться на Куала-Лумпур

В современном мире правильно делить города на глобальные и не глобальные. Екатеринбургу, скорее всего, никогда не быть таким, как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг – это мировые узлы с населением 15–20 миллионов, сумасшедшие хабы. Но таким, как Мюнхен, Стамбул или Куала-Лумпур по своему значению он вполне может стать. 
Взять для примера Мюнхен и Штутгарт: они практически идентичны по географическому положению и населению. Но Мюнхен – это глобальный город, полмира там было и знает, что это такое. А Штутгарт – довольно обычный и не самый известный город. 

Глобализация по-уральски

Создание инфраструктуры для электромобилей могло бы "прославить" ЕкатеринбургСоздание инфраструктуры для электромобилей могло бы "прославить" Екатеринбург

У Екатеринбурга неплохие шансы попасть в разряд глобальных городов, в который интересно было бы приезжать, и о котором бы знали в мире. Но это должно стать стратегией его развития. То, что делается в этом направлении сегодня, достаточно неплохо: организация международных выставок и фестивалей типа Стенографии, биеннале современного искусства, известных за пределами города, очень перспективна.

Но у Екатеринбурга в глобальной конкуренции есть существенный недостаток – очень низкий процент знания иностранных языков. Это проблема, которую можно решить, и было бы неплохо, если бы к ее решению подключилась власть. Как вариант – можно субсидировать подоходный налог для тех, кто подтвердит владение английским языком на определенном уровне. Это особо не скажется на бюджете, но это хороший PR для города и задел в развитии на 10 лет.

Городу нужны амбициозные, интересные проекты, – которые позволят екатеринбуржцам гордиться тем, что они здесь живут.  Например, тема, с которой можно попасть в федеральную повестку, – стать городом № 1 в России по количеству электромобилей. И если уже сейчас синхронизировать программу строительства сети паркоматов и зарядки через них электромобилей, то затраты будут минимальными.
Такие небольшие, но яркие интересные и практичные программы не только улучшают экологию, положительно влияют на бюджет и формируют образ города, делают его более привлекательным для жизни. 

Люди решают все

Фестивали вроде "Стенограффии" работают на имидж города за рубежом Фестивали вроде "Стенограффии" работают на имидж города за рубежом

Екатеринбург становится наиболее привлекательным для думающей, небезразличной молодежи, для которой при выборе места проживания важна не только достойная заработная плата, но и качество работы, интересная среда для жизни. В течение последних пяти лет в Екатеринбург начали возвращаться тридцатилетние, кто в свое время переехал в Москву и Санкт-Петербург во время учебы или после ее окончания. То, что талантливая молодежь выбирает Екатеринбург, это очень показательно. 

Сегодня в Екатеринбурге отмечается прирост населения – порядка 10 000 человек ежегодно. Что важно, за счет как положительной демографии, так и миграций. И это на фоне того, что во многих крупных городах наблюдается стабильный отток населения. И на данном этапе развития города я бы приветствовал миграцию. Развитие Европы, на мой взгляд, тоже произошло во многом благодаря тем, кто в середине прошлого века приехал туда работать из Азии и Африки. Европа, на мой взгляд, пропустила момент когда нужно было вводить ограничения и вела себя слишком мягко. У нас такой момент еще не настал, нужна системная работа администрации муниципалитета по интеграции мигрантов в городскую среду. Приезжие в первом поколении это в подавляющем большинстве пассионарии, которые могут и хотят работать.

То есть надо вначале создать бренд Екатеринбурга как города, куда все хотят приехать. И после этого уже вводить систему ограничений. Разумеется, начать «проектировать» эти системы ограничений на будущее стоит уже сейчас. 

Агломерация – путь к глобальному Екатеринбургу

Среднеуральск должен превратиться в комфортный и самодостаточный городСреднеуральск должен превратиться в комфортный и самодостаточный город

Екатеринбург сможет стать глобальным городом только тогда, когда у него будут сильные пригороды. В качестве примера приведу Среднеуральск. Общеизвестно, что у нашей компании есть комплексная программа развития этого города. Но это не означает, что мы застраиваем свои 100 гектар и строим новый город за забором – необходимо развивать существующую среду. Там живут люди примерно с тем же достаточно высоким уровнем запросов, что и в Екатеринбурге. И они не должны ездить в магазины, в кафе, на отдых только в Екатеринбург,  у них должны быть такие же возможности в своем городе. На мой взгляд, это одна из стратегических задач – чтобы уровень жизни в городах-спутниках был не ниже, чем в Екатеринбурге.

С чего стоит начать? 
Во-первых, синхронизировать программы развития малых городов и Екатеринбурга. Во-вторых, провести работу на уровне генеральных планов городов – смоделировать агломерацию, ввести единую терминологию. А уж затем смотреть, как ею управлять и в какую сторону развивать. Что касается генеральных планов развития дорог и транспорта, то ничего не мешает делать это уже сегодня. В рутинном рабочем режиме, отбросив всякую политику и громкие лозунги. Совместно необходимо решать и другие задачи: развивать общественный транспорт, определять размещение объектов социальной инфраструктуры. 

Правила застройки и землепользования Екатеринбурга и пригородов должны быть увязаны и понятны. Необходима единая налоговая политика в рамках агломерации, что означает взвешенный подход в интересах всей агломерации, а не отдельного муниципалитета. Где-то для стимулирования развития эту ставку необходимо понизить, где-то – повысить. И это задачи для совместного решения бизнесом, властью и самим населением. При этом желательно, чтобы власть работала на всех трех уровнях. Как минимум, муниципальная и областная власти должны работать в тандеме, в полном понимании поставленных задач.

Кроме того, необходимо работать с людьми, выяснять их мнение и просвещать их о возможностях формата агломерации. «Большого Екатеринбурга» не получится, если жители городов будут против. 

Текст: Михайлович Евгения

Материалы по теме

Комментарии