24 июля 2015

Второе дыхание для коммерческих площадей

Второе дыхание для коммерческих площадей

Падение спроса на аренду коммерческих площадей, расположенных на первых этажах жилых, торговых и офисных зданий, заставляет их собственников снижать арендные ставки и задумываться о поиске новых, более востребованных функций для данных помещений.

Николай СавинНиколай Савин
«В некоторых европейских странах пустующие коммерческие площади начали распродавать как жилье. Возможно, эта тенденция коснется и нас. Объекты будут перепрофилироваться. Допустим, был на первом этаже магазин, сделали в центре платную парковку, и торговая точка умирает. На ее месте может появиться, например, хостел на 20 человек. Мы задумываемся о том, чтобы часть площадей на первых этажах нового ЖК в Арамиле продать под опорный пункт полиции. С подобной проблемой уже столкнулись в Крыму. Там много объектов, которые по 2–3 года стоят недостроенными. В основном это комплексы апартаментов, с площадью каждого номера от 100 кв. м. Но такие объемы никому не нужны. Сейчас их начинают делить, проводить реконцепцию и реконструкцию проектов»,— говорит Николай Савин, РС центр недвижимости «МАН».

По словам генерального директора ТРЦ «Гринвич» Дмитрия Сарапульцева, стрит-ритейл в формате аптеки, магазина, салона красоты «у дома» в спальных районах города пользуется спросом. Арендаторам интересны достаточно небольшие помещения с низкой арендной ставкой. Большим площадкам или объектам, расположенным в центре Екатеринбурга, где нет парковки и запредельные арендные ставки, приходится сложно.

Дмитрий СарапульцевДмитрий Сарапульцев

«В стрит-ритейле на месте, где есть техническая возможность, магазины превращаются в кафе. Как ни странно, общепит развивается сегодня опережающими темпами, чем розница. Там, где общепит открыть нельзя, площади стоят пустыми с ценовым предложением на грани фантастики. Некоторые магазины в ТЦ города, я не имею в виду «Гринвич», перешли на голый процент от оборота. Те, кто инвестировал в стрит-ритейл, к таким схемам не готовы, им нужен понятный платеж. Ритейлеры напротив хотят договор надолго, в рублях и, желательно, в проценте с оборота. Поэтому договорится сторонам трудно», — говорит Дмитрий Сарапульцев.

Наряду с увеличением предложения на рынке аренды коммерческих площадей, растет и объем выставленных на продажу объектов. Правда, желающих приобрести коммерческие площади сегодня единицы. Это связано с отсутствием кредитных ресурсов и общим неудовлетворительным состоянием экономической ситуации в стране. Кроме того, инвесторы ждут ценового «дна».Основная проблема стрит-ритейла в том, что он перестал быть источником пассивного дохода и поэтому неинтересен инвесторам.

 

Источник: ГК «Оборонснабсбыт»

Комментарии