02 сентября 2015

Торговых центров станет меньше

Торговых центров станет меньше

В России снижаются темпы ввода торговой недвижимости. По итогам года аналитики ожидают снижения до 10% по сравнению с прошлогодними показателями.

Объем российского рынка ритейла подсчитали в консалтинговой компании JLL. На текущий момент он составляет 18,3 млн кв. метров. Внушительный прирост (709 тыс. кв. метров) произошел в первом полугодии 2015 года – это на 41% больше, чем за шесть месяцев 2014 года. Около половины объема (342 тыс. кв. метров) построено в Москве. Однако уже во втором квартале 2015 года наблюдалась отрицательная динамика: объемы ввода новых ТЦ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на четверть. Среди основных причин - падение розничных продаж (в апреле сокращение розничного товарооборота достигло самой низкой отметки, в мае и июне темпы падения замедлились), ослабление рубля и изменения в политике Центробанка. Аналитики JLL отмечают, что рынок российского ритейла до сих пор находится под серьезным давлением.

Негативные тенденции не обошли и Екатеринбург, традиционно лидирующий среди российских городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по объему торговых площадей. Как уже писал «Мегаполис», в городских ТЦ идет процесс снижения арендных ставок и увеличения доли вакантных площадей.

«Насколько я могу судить, - комментирует ситуацию в регионе директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании JLL Марина Малахатько, - закрывать действующие торговые центры пока никто не собирается. Даже те объекты, которые испытывают сейчас сложности с арендаторами, стараются найти выход, переходя на новые условия аренды, используя «неформатных» арендаторов и привлекая трафик посетителей всеми доступными способами. По нашим наблюдениям, средняя арендная ставка в Екатеринбурге снизилась на 32% по сравнению с первым полугодием 2014 года и сейчас составляет чуть более 29 тыс. руб. за 1 кв. метр в год в действующих торговых центрах за помещение площадью 100 кв. метров на 1-м этаже».

Несмотря на то что рынок торговых центров Свердловской области перенасыщен площадями, пятая часть проектов, уверена Марина Малахатько, представляет собой устаревшие форматы – хоть и крупные ТЦ, но совершенно не интересные современным жителям мегаполиса, которые являются основной целевой аудиторией торговых центров. При этом в регионе нет торговых центров-дискаутеров с четкой концепцией, которые могли бы доказать, что их предложение является самым выгодным для менее обеспеченной аудитории.

По прогнозам эксперта, в ближайшей перспективе трафик в торговых центрах продолжит перераспределяться: сильно «просели» и продолжат «проседать» сегменты «люкс» и «премиум», а вот масс-маркет стабилизируется в первую очередь. Однако в ближайший год роста рынка ждать не следует. Новые проекты строиться не будут - кроме тех, что уже заявлены к открытию в этом году и строятся.

*Исключая Москву и Санкт-Петербург. Источник: JLL*Исключая Москву и Санкт-Петербург. Источник: JLL

*Источник: JLL*Источник: JLL

Текст: Анна Асташкина

Комментарии