13 апреля 2015
Район Академический. Неточечная застройка

Академический

Район Академический. Неточечная застройка

Сейчас уже трудно поверить, но всего-то лет семь назад на месте нашего двора был пустырь и едва начинающаяся стройка. Тогда между Краснолесьем и Широкой Речкой находилось совершенно необжитое пространство.

В то время я даже не предполагала, что довольно скоро стану жителем самого необычного микрорайона в городе. В 2010 году, когда мы переехали в Академический, здесь было заселено пять или семь домов и только-только открылся первый продуктовый магазин. Ходила одна или две маршрутки. В шутку мы называли наше место жительства «резервацией». Сейчас в Академическом более 40 тысяч жителей, с десяток транспортных маршрутов, две школы, пять садиков, десятки магазинов и большие планы на будущее.

 

Первый на Урале опыт широкомасштабной комплексной застройки уже можно проанализировать. Если кратко, то, во-первых, здесь была отработана модель строительства доступного и вполне качественного жилья. Во-вторых, теперь у города есть практика освоения больших новых территорий – с нуля до почти полного обеспечения всей инфраструктурой. В-третьих, появление «в чистом поле» одного крупного застройщика создало синергетический эффект: вокруг началось активное строительство. Причем не только в непосредственной близости от Академического, но и в соседнем Краснолесье и на Широкой Речке.

Велика вероятность того, что через несколько лет эти районы из окраины превратятся в новое городское пространство. Впрочем, это будет возможно только при появлении качественного транспортного сообщения. Этот вопрос остается одним из самых сложных для жителей новых районов. И чем быстрее будет расти население новостроек, тем серьезнее будет проблема связи этих территорий с другими частями города.

 

Квартирное изобилие

Сейчас в Академическом идет застройка квартала 1, расположенного на пересечении улиц Павла Шаманова и Вильгельма де Геннина. Как сообщили в пресс-службе ЗАО «РСГ-Академическое», в блоке 1.1 этого квартала все дома уже достигли проектной высоты. Сдаваться в эксплуатацию они будут поэтапно. В целом объем жилья в квартале 1 составит 180 тысяч кв. м.

Также готовится площадка для квартала 0, который находится за кварталом 1. Его планируется вводить в эксплуатацию в 2016–2018 годах. За ним последует расположенный по соседству квартал 9, где планируется построить 135 тыс. кв. метров жилья. На его территории запланировано строительство медицинского кластера.

Как отметил генеральный директор ЗАО «РСГ-Академическое» Виктор Киселев, в компании не отказываются и от строительства таун-хаусов. Они будут расположены в так называемом квартале 45, за улицей Амундсена. «Первая очередь комплекса, состоящая из таунхаусов общей площадью 10 тысяч кв. м., уже запроектирована. В интересах покупателя предлагается схема поэтапного инвестирования на начальном этапе строительства с первоначальным взносом и рассрочкой платежей. Каждое владение будет включать в себя участок площадью около 200 кв. м и капитальный гараж с удобным подъездом», – рассказал Виктор Киселев.

Неудивительно, что вокруг строительного мегапроекта выросли жилые комплексы-спутники, с одной стороны подпитывающиеся от громкого имени и инфраструктуры Академического, с другой стимулирующие якорного застройщика в лице «Реновы» оставаться конкурентоспособным.

Вокруг выросли жилые комплексы-спутники, с одной стороны подпитывающиеся от громкого имени и инфраструктуры Академического, с другой - стимулирующие якорного застройщика оставаться конкурентоспособным

Сейчас в Краснолесье, на Широкой Речке и вокруг Академического возводится около полутора десятков жилых комплексов. Среди них есть примеры самых разных концепций жилья: поселки с малоэтажной застройкой и таунхаусами, кварталы из многоквартирных домов разной этажности, отдельно стоящие многоэтажки. Одни продаются с чистовой отделкой, другие с черновой, в третьих предлагают ту и другую на выбор. Предлагаются и готовые квартиры, и покупка в долевку, и участие в жилищных кооперативах.

Строители ориентируются как на клиентов с небольшим доходом, так и на потенциальных покупателей жилья комфорт- и бизнес-класса. В продаже есть квартиры-студии, двухуровневые квартиры, просторные «трешки» для больших семей. Застройщики соревнуются в уровне комфорта квартир: в некоторых из них два санузла, есть кладовые, в домах устанавливаются автономные газовые котельные, организуется видеонаблюдение и охрана во дворах, строится инфраструктура – магазины, детские сады и т. п.

Однако это изобилие выбора несколько иллюзорно. Дело в том, что сложно сравнивать между собой, например, двухуровневую однокомнатную квартиру на стадии строительства в 65%, однокомнатную с чистовой отделкой в уже сданном доме с возможностью заселения и однокомнатную в доме бизнес-класса с отделкой под чистовую, которая продается на стадии фундамента. Разница в цене на первый взгляд может быть небольшой, но дьявол, как известно, в деталях. У одних покупателей в приоритете цена, у других площадь квартиры, третьим жилье нужно срочно, четвертые готовы подождать. Поэтому у каждого из представленных проектов свой потребитель.

Большинство проектов сейчас в активной стадии строительства. Неосвоенные территории и пример Академического дают участникам рынка стимул развивать не только точечную застройку, но и создание полноценных жилых микрорайонов. Некоторые строительные проекты состоят из нескольких кварталов или представляют собой целые поселки. Большая часть новостроек примыкает к уже существующим районам. Смельчаков, готовых осваивать строительную целину, не слишком много. В двух словах скажем о каждом проекте, который еще в стадии строительства или был сдан в 2014 году.

 

В непосредственной близости от Академического, на улице Анатолия Мехренцева, компания «ЛСР. Недвижимость» достраивает жилой комплекс «Березовая роща» из шести домов от 18-ти до 25 этажей. Прямо за ним возвел свои высотки «Атомстройкомлекс». Квартал назван по пересечению улиц: «Вонсовского – Мехренцева».

 В микрорайоне Краснолесье на той же улице Вонсовского, но ближе к Амундсена, «Атомстройкомплекс» завершает проект бизнес-класса «Балтийский». Недалеко от него «Кронверк» достраивает многоквартирник «Полесье-2» . Ближе к торговому комплексу «Академический», на улице Амундсена, в окружении лесопарка возводятся две 25-этажных высотки от «ЮИТ-Уралстрой».

Есть в УНЦ стройки, где только-только готовятся к закладке фундамента. Это, например, «Ньютон-парк» недалеко от пересечения Краснолесья и Амундсена. Здесь запланирован жилой квартал в необычном архитектурном стиле с элементами ар-деко. Девелопером проекта выступает «PRED GROUP».

Говоря о Краснолесье, отдельно стоит сказать о коттеджном поселке «Европейский», который появился намного раньше Академического. Строительство здесь стартовало еще в начале двухтысячных. Строили на средства жилищного кооператива. Начинал «Европейский» с коттеджей и малоэтажных домов, сейчас здесь сдается 17-этажный многоквартирник.

Не менее бурная стройка развернулась на Широкой Речке и поблизости от нее. Рядом с Академическим силами жилищного кооператива возводятся малоэтажные дома ЖК «Западный». На Широкой Речке два проекта есть у «Атомстройкомплекса»: «Хрустальногорский» на пересечении Суходольской с новой улицей Евгения Савкова и уже сданный квартал на улице Муранова. Застройщик «Brusnika-Урал» начал строительство «Суходольского квартала». Пока готовится площадка.

На улицах Суходольская и Екатерининская «Синара-Девелопмент» возводит два многоквартирника под названием ЖК «Перемена». Готовится к сдаче в этом году последняя очередь ЖК «Аврора» на улице Соболева (застройщик – ООО «Инвестстрой»). Рядом с малоэтажным поселком Светлореченский строится многоквартирник «Азбука», продающийся через «Уралстройинвест» (застройщик – ООО «Деловой дом»).

На улицах Ландау, Екатерининская и Суходольская компания «ЛСР. Недвижимость» строит поселок комплексной малоэтажной застройки «Мичуринский». Запланировано ввести в эксплуатацию 70 трехэтажных домов с разными видами жилья – от квартир-студий до таунхаусов, а также школу и детский сад. Поселок уже частично заселен, но стройка еще идет полным ходом.

 

Трамвай неизбежен

Чтобы осознать масштабы «стройки века» в Академическом, достаточно вспомнить, что всего здесь запланировано 45 кварталов разного размера. Сегодня готовы и заселены только два – второй и пятый.

И тем не менее уже сейчас утром и вечером на улице де Геннина вырастает пробка. Утром забита машинами и параллельная улица Амундсена. Ежедневно заполняется автомобилями и выезд с Широкой Речки.

С общественным транспортом в Академическом и на УНЦ все относительно неплохо. Маршрутные такси и городские автобусы могут привезти в Центр, на Химмаш, на ВИЗ и в другие районы Екатеринбурга. Но выездов из района только два. И автобусам приходится конкурировать с автомобилями на дорожной полосе.

Недавно МБУ «Мастерская генерального плана» разработала концепцию развития второй очереди Академического. Вторая очередь предполагает размещение более четырех миллионов кв. м жилья, промышленно-коммунальной зоны, спортивного ядра для всего района Академический и рыночного комплекса на въезде с улицы Верхнеуфалейской на ЕКАД. Население района составит почти 150 тысяч человек. «По масштабам строительства показатели сопоставимы со строительством еще одного Каменска-Уральского», – уточняет замначальника «Мастерской генерального плана» Ольга Иванова.

«Транспортная схема тоже включена в состав концепции, она предусматривает трамвайные линии для связи с районами-соседями, троллейбусное сообщение с центральными районами, маршруты автобуса и две станции метро – на дальнюю, очень дальнюю перспективу», – сообщает Ольга Иванова.

Метро за ЕКАДом пока действительно выглядит фантастически. А вот трамвай на улице де Геннина становится все более осязаемой перспективой. Выделенная трамвайная линия, куда не заезжают машины, позволит заметно разгрузить выезд из района.

«Вариантов два: трамвай будет переходить в существующую линию либо на Волгоградской, либо на Белореченской, – рассказывает начальник проектно-технического отдела комитета по строительству администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков. – Сейчас мы начинаем проектирование, оно займет 10–12 месяцев. На этом этапе трамвай будет входить в существующую сеть. По оптимистичному прогнозу в 2016 году у нас будет проект с окончательной стоимостью. Будет ясно, какую часть готов финансировать город и каково участие других бюджетов. В идеальной ситуации в 2016 году строительство уже начнется и займет минимум полтора года».

В дальнейшем трамвай доберется и до улицы Татищева, которую соединят с проспектом Ленина. Однако это пока отдаленная перспектива.

Недавно администрация представила планы реконструкции кольца на Объездной – Серафимы Дерябиной. Первым, относительно недорогим этапом будет пробивка прямой дороги через кольцо, устройство пешеходной связи, съездных поворотов и пуск трамвая. Де Геннина и Серафимы Дерябиной соединятся напрямую. Вторым, более дорогим этапом будет строительство эстакады, которая «протащит» ЕКАД над выездом из Академического. Сроки второго этапа реконструкции пока туманны. Как объясняют в администрации, все будет зависеть от финансирования.

 

Догнали и перегнали

Новые улицы на Широкой Речке и в УНЦ появляются с быстротой первых советских пятилеток. Екатерининская, Евгения Савкова, Мехренцева... Правда, существуют они либо частично, либо вообще в виртуальных планах застройщиков. На деле прокладка дорог и прочей инфраструктуры сильно отстает от стихийных темпов появления новостроек. В первую очередь, опять же, из-за нехватки финансирования. На решение проблемы потребуется не один год. И, значит, для жителей новых районов автомобиль остается предметом первой необходимости.

Давно обсуждается вопрос соединения Академического с Широкой Речкой. Для этого нужно построить километр дороги от улицы Краснолесья до Суходольской. Дорога может стать третьим выездом из Академического и вторым выездом с Широкой Речки. Однако пока все упирается в нехватку денег.

«Выполнена вся проектная документация, пройдена госэкспертиза. Вопрос один: город не готов начинать стройку, на окончание которой у него нет денег, – объясняет Михаил Ладейщиков. – Это стоит порядка 300 млн рублей. Мы подавали заявки в область на этот год, но нам было отказано».

Город не готов начинать стройку, на окончание которой у него нет денег

Весной проявилась еще одна проблема: проезд к кварталу «Березовая роща» по улице Мехренцева прославился на весь город огромной ямой. Эта улица на границе Академического и Краснолесья заасфальтирована только наполовину. Владельцы квартир в новостройке засыпают администрацию жалобами: к домам не проехать. Как говорит Михаил Ладейщиков, проект улицы есть, и она здесь появится. Но когда именно – пока неизвестно: «Граждане совершенно справедливо жалуются – «Дайте улицу!» – и мы готовы ее строить. Но исходя из существующих средств мы провозимся 4–5 лет – это ненормально. Есть ли смысл начинать? Никаких технических сложностей нет, при наличии денег мы за лето управимся».

В перспективе транспортную сеть в УНЦ расширят за счет троллейбусного сообщения. Троллейбус, согласно генплану, пройдет по улице Чкалова.

Тем не менее дома в микрорайонах за ЕКАДом продолжают строиться, а квартиры в них постепенно продаются и заселяются. Чтобы транспортная проблема не обострилась до предела, ее решение придется ускорить. Только в этом случае Академический и прилегающие стройки смогут стать примером сотрудничества властей всех уровней и сохранить свой «образцово-показательный» статус.

Текст: Геворкян Маргарита

Материалы по теме

Комментарии