07 ноября 2014
"Автовокзал"- район Екатеринбурга в ожидании перезапуска

Екатеринбург, район Автовокзал

"Автовокзал"-  район Екатеринбурга  в ожидании перезапуска

Район Южного автовокзала – определенно второй после Академического в рейтинге наиболее быстро меняющихся районов. Лет пять назад тут был пустырь, рынок, ветхие домишки. Сегодня как грибы после дождя здесь растут нарядные новостройки, улицы становятся чище и опрятнее, а жизнь – комфортнее. Казалось бы, чему еще меняться? И все же важным событиям в жизни района еще только предстоит случиться.

Планировочное решение

Район Южного автовокзала является составной частью жилого района Южный Екатеринбурга или, как его называют специалисты по планированию – района Юг Центра. Эта территория расположена к югу от центра города в Ленинском, Чкаловском и Октябрьском административных районах. На юге Южный граничит с жилым районом Ботанический, на западе – с жилым районом Юго-Западный, на северо-востоке — с микрорайоном Парковый. Восточная граница проходит там, где расположен ЦПКиО им. Маяковского.

Проект планировки района Юг Центра закладывался в 70-е годы прошлого века. В те времена все градостроительные планы определялись пятилетками. В одну из них, в период с 1970-го по 1975 год, и был определен план создания Юга Центра, жилого района на территории, ограниченной улицами Большакова и Московская, берегом реки Исеть и улицей, которая сегодня носит название Авиационная.

Тогда было сложно представить, что на месте фактически деревни (а район был застроен преимущественно одноэтажными деревянными домиками) будут проложены магистрали, появится один из основных транспортных узлов Екатеринбурга – Южный автовокзал, вырастут современные жилые комплексы и торговые центры.

«Одномоментно в 1977 году появились проект Юг Центра и проект района Ботанический. Была заложена планировочная структура, определены жилые районы, утверждены виды общественного транспорта и количество жилых площадей. Это было сделано для того, чтобы будущие строители пятилетки работали с конкретными цифрами, необходимыми для прокладки инженерных сетей: воды, тепла, электроэнергии. Также в соответствии с цифрами был обеспечен снос малоценной малоэтажной застройки», – рассказывает специалист Мастерской генерального плана Екатеринбурга Надежда Лыжина.

Мнения жителей

Евгений, специалист:

– Безусловные плюсы – тихие и спокойные дворы, наличие транспорта в непосредственной близости: уехать при желании можно почти во все районы города, и это было реально даже тогда, когда не было станции метро. До центра можно дойти пешком за полчаса. Расстраивает, что из-за наличия автовокзала на улицах нередко можно встретить маргинальных персонажей.

Сергей, журналист:

– Район очень удобный для проживания: все виды транспорта (метро, трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутки). Несколько мешает трамвайное депо – приходится его объезжать. Из-за этого маршруты транспорта не очень удобны. Но и в этом есть своя «изюминка» – музей старых трамваев под открытым небом. Раздражает, что второй год перекапывают улицу Фурманова, периодически отключая даже холодную воду. 

Проект планировки всей гигантской территории разработал Свердловскгражданпроект – специалисты института сделали эскиз застройки, схему сетей и схему транспорта. Именно по этому проекту мы в настоящее время живем, именно он стал базой для последующего строительства. Важно помнить, что в те годы, когда рассматривалась данная работа, не было и в помине известных нам улиц Фучика и Шварца. Здесь располагался аэродром, напоминанием о котором служит здание аэровокзала, заметное со стороны ул. Крестинского. А на месте современного Ботанического района находилось летное поле.

Новый виток развития проекта Юг Центра пришелся на 2000 год. «В 2000 году специалисты пришли к тому, что нужно проектировать поквартально: мы определяем квартал и улицы местного значения. Такими замкнутыми кварталами-ячейками располагаются жилые комплексы и жилые группы. В проекте были заложены жилые кварталы, школы, парковая зона, поликлиника, больничный комплекс и обустройство всех магистральных улиц. Реализация этого проекта постепенно идет и сейчас», – рассказывает Надежда Лыжина. Так началась новая история участка между улицами Щорса, 8 Марта, Московская и Островского, где сегодня идет активнейшее строительство – возводятся жилые комплексы и объекты инфраструктуры.

Создание ключевых магистралей

Еще на стадии проектирования, в 70-е годы, было определено, что улица Московская станет магистралью общегородского значения с непрерывным движением, с развязками и транспортными узлами. Тогда в план было заложено появление разноуровневой развязки в районе Посадской – Большакова и Московской – Фурманова. А в настоящее время начинается проектирование узла на пересечении Щорса – Амундсена – Шаумяна – Московской. Развязку с эстакадой планируется закончить к 2018 году.

Тогда же была заложена еще одна важнейшая магистраль – улица Машинная, которая планировалась как супермагистраль, связующая артерия между южной частью города, аэропортом «Кольцово» и выездом из Екатеринбурга.

В 1972 году был заложен проект трамвайной линии, который был реализован только пару лет назад – по улице Фучика, с кольцом у станции метро «Ботаническая». Данный отрезок трамвайного движения является частью глобального плана по организации движения горожан с юга на север Екатеринбурга, в том числе с учетом линии метрополитена, конечной станцией которого в настоящий момент является «Ботаническая».

Будущее Юга Центра: формирование нового «транспортного сердца»

Реализация проекта продолжается, и в будущем район снова ждут глобальные изменения. Самые заметные из них – переносы Южного автовокзала и Южного трамвайного депо.

Согласно проекту планировки в перспективе планируется продление улицы Фучика с выходом по Онежской в сторону Машинной. С западной стороны Машинной проектируется трамвайная линия, которая подойдет из центра города. С Луначарского трамвай пройдет по Машинной, по Фучика, и здесь будет новое трамвайное кольцо. Почему именно здесь? Потому что территория по улице Шварца рядом с ТРЦ «Дирижабль», на которой сейчас располагается Завод гражданской авиации, определена для размещения автовокзала.

 «Автовокзал не может работать «один», он требует сопутствующей инфраструктуры – это многоуровневые паркинги для индивидуального транспорта, станции общественного транспорта – трамвая, автобусов, городской электрички, позволяющие организовать транспортно-пересадочный узел, связующий городское и междугороднее сообщение. К этой составляющей добавятся развлекательная и общественная части: новые торговые площади, офисы, многозальный кинотеатр, кафе и так далее. Южная часть территории подходит к Объездной дороге, с которой удобно организовать подъезд транспорта. Промышленная территория же по согласованию будет перенесена в Кольцово», – рассказывает Надежда Лыжина.

В настоящее время данная территория занята зданием, принадлежащим министерству гражданской авиации. Вопрос его отчуждения уже рассматривается, и по плану в 2015 году начнутся работы по проектированию будущего глобального транспортного узла. На старом же месте размещения автовокзала будет построен новый торговый центр, в дополнение к уже существующему «Мегаполису».

Какая судьба ожидает Южное трамвайное депо? Вынести из района жилой застройки его решили еще в 1977 году. Фактически депо занимает ценнейшую для освоения территорию. По плану под его месторасположение предусмотрен участок в районе Керамического завода и выделен в районе южного промышленного узла на Амундсена – Предельной. В настоящее время район завода занят малоэтажной застройкой, которая в будущем пойдет под снос.

Перспективы на востоке

Естественно, мы не могли не задаться вопросом о судьбе Ботанического сада, зеленом сердце района и важнейшей научной станции. Согласно Генплану, перспектива исчезновения ему не угрожает. Также не грозит застройка и парку-аллее на Шварца, которая в годы проектирования района была определена как необходимая жителям Ботаники зеленая территория.

Остались ли сегодня годные под жилую застройку территории в районе Юг Центра? По словам Надежды Лыжиной, все имеющиеся перспективы территории сосредоточены в ее восточной части: от пересечения улиц Белинского и Онежской. После реализации программы по сносу ветхого жилья вся эта территория пойдет под застройку. Сейчас решается вопрос инженерного обеспечения области Паркового пруда на реке Исеть, где появится современный многоэтажный комплекс.

Уже сегодня Южный жилой район не ассоциируется с Южным автовокзалом, и, безусловно, это его «народное» имя и ассоциирующаяся с ним суета скоро уйдут в прошлое. Сегодня здесь завершается формирование нового «тихого центра» города – растут элитные кварталы жилых высоток, развивается транспорт, появляется инфраструктура, соответствующая высокому уровню застройки. С завершением строительства всех анонсированных жилых комплексов, переносом трамвайного депо и комплекса Южного автовокзала район окончательно превратится в один из самых комфортных мест для проживания активных и деловых горожан.

 

 

Мнения жителей

Евгений, специалист:

– Безусловные плюсы – тихие и спокойные дворы, наличие транспорта в непосредственной близости: уехать при желании можно почти во все районы города, и это было реально даже тогда, когда не было станции метро. До центра можно дойти пешком за полчаса. Расстраивает, что из-за наличия автовокзала на улицах нередко можно встретить маргинальных персонажей.

Сергей, журналист:

– Район очень удобный для проживания: все виды транспорта (метро, трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутки). Несколько мешает трамвайное депо – приходится его объезжать. Из-за этого маршруты транспорта не очень удобны. Но и в этом есть своя «изюминка» – музей старых трамваев под открытым небом. Раздражает, что второй год перекапывают улицу Фурманова, периодически отключая даже холодную воду. 

Материалы по теме

Комментарии