11 августа 2014
Пять историй про Старую Ратушу

Здание администрации Екатеринбурга

Пять историй про Старую Ратушу

А люди проходят, а люди не видят,
О, город гранитный, твоей красоты,
И плещутся волны в напрасной обиде,
И бледное солнце глядит с высоты…
Г. Иванов
 


Жизнь в современном мегаполисе походит на спринтерский забег по стайерской дистанции. Мы все время куда-то торопимся, все время куда-то бежим, уткнувшись в экраны своих смартфонов и не видя ничего вокруг. А между тем нам на каждом шагу попадаются молчаливые, но очень интересные собеседники – старые, а иногда и не очень,  здания Екатеринбурга. Они много что видели и многое могут рассказать – о времени и о себе, о тех, кто жил здесь задолго до нас, и, может быть даже, о нас самих… Мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику  – «Прогулки по городу». Здесь мы будем рассказывать о самых красивых, интересных и необычных зданиях Екатеринбурга. Но начать мы решили со здания, которое, казалось бы, прекрасно знает любой екатеринбуржец, – со здания городской ратуши. И, как выяснилось, в ее прошлом и настоящем было и есть немало интересного… 

№1

«Город древний, город славный…»

Обер-бергамт, французское шампанское и Первая мировая

Почему-то многие екатеринбуржцы уверены, что городская администрация всегда находилась... в здании городской администрации. Но на самом деле все горное начальство  изначально размещалось напротив – в том самом здании, где сейчас находится консерватория им. М.П. Мусоргского.  Первоначально на этом месте стояло одноэтажное деревянное здание Управления сибирскими горными заводами, рудниками и приисками, созданного де Генниным. Называлось оно «Сибирский обер-бергамт». Но, когда на пост Главного командира уральских горных заводов вступил Татищев, испытывавший антипатию к иностранным заимствованиям, управление переименовали в Канцелярию главного правления сибирских и казанских заводов. А деревянное здание переделали в двухэтажное кирпичное, построенное «на голландский манир». На здании консерватории даже есть памятная доска: «Первое каменное здание Екатеринбурга, построено в 1739 году по проекту Иоганна фон Баннера». 

Что же касается того здания, где сейчас заседает Городская дума, а в советское время находился Горсовет, то оно (по крайней мере, в том виде, в каком мы его знаем), появилось всего 60 лет назад – в 1954 г. Изначально же на этом месте располагался Гостиный двор – своего рода гипермаркет 18-го века. К началу ХХ века его торговые помещения обветшали, а в 1902 году еще и пострадали от сильнейшего пожара. Именно тогда в Екатеринбурге начали было отстраивать новый Гостиный двор – теперь уже двухэтажный, в стилистике рационального модернизма. В 1914–17 гг. новое здание в общих чертах было построено, но закончить его не успели: началась Первая мировая, а вслед за ней революция и гражданская война. Стало не до строительства, и здание на главной площади города превратилось в самый настоящий долгострой.

Торговля в старом Екатеринбурге

Главным местом торговли были Гостиный двор и прилегавшая к нему Торговая площадь. Совсем недавно, при сносе Пассажа, археологи обнаружили здесь около 1000 уникальных находок, дающих наглядное представление о шопинге того времени. Так, были найдены: осколки посуды – от глиняных горшков до китайских фарфоровых сервизов, изделия из стекла (бутылки из-под французского шампанского, водочные штофы, винные бутылки зарубежных – «S.M.C», «Harmacte Н.М.» – и местных производителей. Также были найдены пузырьки из-под духов. Гребешки для волос. Остатки курительных трубок. Топоры, ножницы, косы, конская упряжь...


№2

«У нас на глазах городище родится…»

Конструктивизм vs сталинский ампир

После революции на месте главного городского долгостроя было решено построить главное административное здание города, и в  1929 году был составлен проект реконструкции. Двухэтажный Гостиный двор надстроили, в результате получился четырехэтажный корпус свердловского Горсовета. В то время в моде был конструктивизм  – именно тогда в глубоко провинциальном Свердловске один за другим появились все те шедевры, ради которых к нам и сегодня приезжают продвинутые иностранцы: Городок чекистов, Дом печати (позднее здесь располагалось издательство «Уральский рабочий»), Дом связи (сейчас – Главпочтамт), Клуб строителей (Свердловская киностудия).  Но вот новое здание Горсовета, судя по старым фото, вряд ли могло претендовать на статус конструктивистского шедевра: это была самая что ни на есть обычная коробка из железобетона и стекла.  И, помимо  различных городских организаций, здесь располагались Партиздат и магазины. 

Но образцом конструктивизма будущая ратуша оставалась недолго. В СССР был выбран курс на «облагораживание» советских городов, и архитектор Г. А. Голубев разработал новый проект фасада – торжественный и при этом богато декорированный. В  1944 году началась очередная реконструкция, и скучная конструктивистская коробка  превратилась в яркий образец пресловутого «сталинского ампира»: был надстроен еще один этаж, а фасады  получили декоративное оформление в стиле советского неоклассицизма. Причем, что интересно, реконструкцией занимались в основном военнопленные немцы (кстати, ими же были построены Центральный стадион, здание Пожарно-технического училища, жилые дома на пр. Ленина, от ул. Восточной до бывшего УГТУ-УПИ).

 

№ 3

«Бьют часы на башне главной…»

Самые большие «ходики» Екатеринбурга

В 1954 г., после последних масштабных реконструкционных работ, главное здание города обрело, наконец, столь привычный нам вид: именно тогда в центре была воздвигнута башня, созданная по проекту архитектора М. В. Рейшера. Башня была украшена полуколоннами, балюстрадами и карнизом сложной формы со шпилем (высота шпиля – 61 м). Шпиль был обли­цован золоченой медью и увенчан рубиновой звездой, а в среднем ярусе были установлены часы-куранты.

Главные городские часы впечатляют своими размерами. Диаметр циферблата превышает три с половиной метра. Длина часовой стрелки – 1,60 м, минутной – 1,9 м! Когда-то завод часов был целым ритуалом. Два раза в неделю, в одно и то же время, часы заводили вручную. По времени эта операция занимала 15–20 минут. И совершать ее было необходимо строго через трое с половиной суток. В 2005 году на городских курантах специалисты поставили новую систему – часовую электронную станцию, которая устанавливает стрелки на циферблате с учетом сигнала, поступающего со спутника.

Для сравнения

Высота Спасской башни московского Кремля, на которой установлены знаменитые куранты, – 71 м. Длина часовой стрелки курантов – 2,97 м, минутной – 3,27 м.


№ 4

«Слева кудри токаря, справа кузнеца…»

Люди высоких профессий

Крышу екатеринбургской ратуши украшают столь любимые туристами, особенно иностранными, скульптуры. В общей сложности по периметру фасада расположено ровно 16 скульптур (4 в центре, и еще по 6 с каждой стороны), созданных скульпторами П. А. Сажиным и М. Д. Новаковским. Каждая из них олицетворяет одну из топовых профессий того удивительного времени: здесь есть и строители, и сталевары, и шахтеры. Чуть реже встречаются жницы с серпами и уж совсем иногда – представительницы творческой интеллигенции.

Скульптуры на здании городской администрации появились одновременно с башней – ровно 60 лет назад. По человеческим меркам как раз в 2014 году все эти герои социалистического труда могли бы с чистой совестью выйти на пенсию, но по воле своих создателей они навсегда останутся молодыми, с оптимизмом всматривающимися в светлое будущее…

«Под Варежкой»…

Петр Алексеевич Сажин (1919–1999) – известный советский скульптор, признанный мастер портрета. С 1946 г. Сажин жил и работал в Свердловске. Среди его работ – памятник П. П. Бажову (скульптор делал его с натуры), монумент «Комсомол Урала» (1958 г.), и сегодня стоящий на Вознесенской горке, и, конечно же, памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу (1962 г., в соавторстве с В. Друзиным и Г. Белянкиным). Причем прототипом для фигуры танкиста стал сам Петр Алексеевич (20-летним парнем он был призван в армию, участвовал в боях против Японии, был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями). Благодаря этому памятнику мы буквально «в лицо» знаем автора скульптур, размещенных на здании администрации.


№ 5

«И лица давно позабытые…»

От паровоза до «Лебединого озера»

Тогда же, в 1954 г., появилось самое, пожалуй, интересное украшение нашей ратуши –  медальоны с барельефами на главном фасаде. Они, как и скульптуры на крыше, были созданы П. А. Сажиным и М. Д. Новаковским. Каждый барельеф подписан, но, увы, мало кто из екатеринбуржцев может наверняка сказать, как эти люди связаны с историей Урала, хотя мы каждый день ходим по улицам, которые были названы в их честь. Барельефов на фасаде ровно 12. Те, что слева, посвящены пламенным революционерам, и, если честно, знакомство с их биографиями производит довольно мрачное впечатление. На правой же половине фасада можно встретить довольно неожиданных персонажей – например… Петра Ильича Чайковского.

Владимир Мартинович Азин (1895–1920) – красный командир, сражавшийся с белогвардейцами, в т. ч. на Урале. Погиб во время боя с белоказаками в возрасте 25 лет.

Антон Яковлевич Валек (1887–1919) – деятель революционного движения, арестован белой контрразведкой, казнен на «Васькиной горке» близ Верх-Исетского завода (место массовых казней революционеров).

Павел Данилович Хохряков (1893–1918) – балтийский матрос, революционер. В начале 1918 года был послан в Тобольск для перевода семьи Николая II из Тобольска в Екатеринбург.  Погиб в бою с белочехами в возрасте 25 лет.

Леонид Исаакович Вайнер (1878–1918) – революционер-пропагандист, секретарь Уралобкома РСДРП(б), погиб в бою с белогвардейцами на ст. Кузино.

Иван Михайлович Малышев (1889–1918) – организатор профсоюзов Урала и первый комиссар труда так называемой Уральской области. Был ранен в бою, взят в плен белогвардейцами и убит в возрасте 28 лет.

Яков Михайлович Свердлов (1885–1919) – политический и государственный деятель, чье имя Екатеринбург носил с 14 ноября 1924-го по 6 сентября 1991 года. 

Александр Петрович Карпинский (1846–1936) – выдающийся русский геолог, академик, специалист по полезным ископаемым Урала. Урна с его прахом покоится в Кремлевской стене.

Александр Степанович Попов (1859–1906) – уроженец поселка Турьинские Рудники (ныне – г. Краснотурьинск). 25 апреля (7 мая) 1895 на заседании Русского физико-химического общества впервые представил свое изобретение – радио. В 1986 в Екатеринбурге был открыт музей радио им. А. С. Попова.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912) – автор романа «Приваловские миллионы», сборника «Аленушкины сказки», рассказа «Серая шейка». Музеи писателя есть как в Екатеринбурге, так и на его малой родине – в поселке Висим

Петр Ильич Чайковский (1840–1893) – в 1949-52 гг. семья Чайковских жила в Алапаевске. И биографы великого композитора считают, что первые этапы его музыкального воспитания были связаны как раз с домашним любительским музицированием. Сегодня в Алапаевске работает мемориальный Дом-музей П.И. Чайковского.

Федор Михайлович Решетников (1841–1871) – уроженец Екатеринбурга, автор социально-этнографических очерков и романов. В 1991 году, к 150-летию писателя,  в Екатеринбурге был открыт Музей Ф. М. Решетникова.

Ефим Алексеевич Черепанов (1774–1842) – крепостной Демидовых, изобретатель и рационализатор, специалист по паровым машинам, один из создателей паровоза. В Нижнем Тагиле действует историко-технический музей «Дом Черепановых».

 

Вместо послесловия

Рассматривая здание екатеринбургской ратуши, можно увидеть немало интересного. Ну а устав от краеведческих изысканий, можно свободно зайти внутрь и, пройдя через фойе налево, попасть в расположенную здесь с незапамятных времен едальню, которую язык не поворачивается назвать невкусным словом «столовая». И, что уж греха таить, вдумчивое вкушение наваристого горохового супа с копченостями в сопровождении чесночной булочки и не менее вдумчивое созерцание аутентичных советских интерьеров может стать очень неплохим бонусом для начинающего краеведа!

 

 

 

Текст: Ксения Генрих

Материалы по теме

Комментарии