09 сентября 2015
Небесное строительство

высотные дома

Небесное строительство

Существует забавное заблуждение, будто первые небоскребы появились после того, как в Америке изобрели лифт. Видимо для того, чтобы было, куда на нем ездить. В действительности, конечно, причины для роста городов вверх были иными и куда более весомыми. В начале XX века крупные корпорации воспринимали строительство неординарных высотных зданий для своих офисов в качестве эффективной имиджевой рекламы. Зараженные их идеями архитекторы увлеченно разрабатывали новые строительные технологии, в корне менявшие облик городов и стиль жизни их жителей.

 

Чикагская архитектурная школа

Первая школа высотного строительства сложилась в конце XIX века в Чикаго. Тогда, в 1871 году, сильный пожар уничтожил немалую часть города, как бы кощунственно это не звучало, предоставив архитекторам «простор» для реализации своих новых идей. На расчищенном пожаром месте стали возводиться принципиально иные здания – высотные, позволявшие на том же земельном участке разместить гораздо большее число квартир или офисов. Основоположником чикагской школы считается архитектор Луис Салливен, который был убежден в том, что новая архитектура должна отбросить все ненужные детали и изыски, и стать сугубо рациональной, служащей удовлетворению максимального числа людских потребностей.

Monadnock BuildingMonadnock Building
Однако человеком, давший старт высотному строительству, называют Уильяма Дженни – он решил ключевую проблему, над которой бились архитекторы. Тогда в качестве материала для строительства высоток рассматривали в основном кирпич. Однако для того, чтобы строить из него действительно высокие здания, приходилось закладывать очень толстые стены – например, в построенном в 1981 году 16-этажном «Monadnock Building» толщина кирпичных стен у основания достигала двух метров! Такая технология «съедала» внутреннее пространство дома и была неудобной. При этом сами стены были несущими опорами и позволяли сделать длину фасада максимум в 2,5 раза больше, чем ширина стен. Для того, чтобы преодолеть рубеж в 50 метров высоты, нужна была иная технология. И ее придумал Уильям Дженни, до этого плотно занимавшийся строительством мостов. Как гласит романтичная легенда, архитектор увидел, как его жена положила книгу на птичью клетку, и к нему пришло озарение – делать для домов металлические каркасы! Строить тот же мост, только вверх! В 1885 году Дженни проектирует первое 10-этажное здание и открывает эпоху небоскребов.

В первой трети XX века в Америке наблюдается настоящий бум небоскребов. Поскольку стены перестали выполнять несущие функции, архитекторы получили возможность украшать их окнами, продумывать инсоляцию, реализовывать не просто высокие и высокотехнологичные, но еще и очень красивые, внешне легкие и оригинальные проекты. Большинство построенных тогда зданий до сих пор остаются украшениями городов, их символами.

 

Рост Нью-Йорка

В начале века в соревнование по строительству небоскребов вступает Нью-Йорк. В 1899 году здесь строится «Park Row Building» высотой 119 метров – на тот момент ставший самым высоким зданием в мире. К 1916 году уже были подведены первые итоги нового строительства и сформулированы строительные нормы, включающие в себя, например, оптимальные расстояния, которые должны закладываться между зданиями, нормы по инсоляции, безопасности и т.д. Выведена и оптимальная архитектурная форма небоскреба: ступенчатая, с постепенным убыванием объема здания вверх.

Park Row BuildingPark Row Building

 

Первые небоскребы представляли собой яркие архитектрурные проекты, необычные решения которых далеко не всегда были заметны обычным пешеходам с улиц, оставшихся далеко внизу, у подножия домов. Поэтому уже в начале века архитектора начинают мыслить более объемными пространственными категориями, моделируя силуэт города и стремясь находить оптимальные варианты встраивания небоскребов в существующую городскую застройку.

К началу 20-х годов в Нью-Йорке было построено 15 небоскребов, высота 12 из них составляла более 200 метров! Если до этого большинство высоток использовались компаниями для размещения офисов, то в 1926 году строится первый жилой небоскреб, высотой 165 метров – отель «Ритц».

Настоящими бриллиантами Нью-Йорка стали построенные в 30-е годы «Chrysler Building» и здание Банка Манхеттена. Высота первого составила 319 метров, второй отстал от него всего на полметра. Однако побыть самыми высокими в мире им удалось недолго – следом за ними было завершено строительство 381-метрового «Empire State Building», который через 20 лет достроили телевизионной антенной до 448 метров, обеспечив ему лидерство среди небоскребов на несколько десятилетий.

В конце 30-х годов в Америку приезжает архитектор Мис Вандер Рое, который в последствие будет признан одним из ярчайших творцов столетия. Он строит порядка 15 небоскребов в Чикаго, а затем реализует грандиозный проект квартальной застройки в Нью-Йорке с 259-метровым «Радио-Сити» во главе. Его рационалистические взгляды на архитектуру, а также некоторые приемы – в частности, использование полупрозрачных материалов для облицовки фасадов – надолго станут примером для подражания другим архитекторам.

 

Развитие технологий

Каркас первых небоскребов облицовывался кирпичом в противопожарных целях. По мере появления новых технологий архитектура насыщается инженерными новациями. На смену оболочковым решениям, когда структура здания могла лишь угадываться за фасадной отделкой, пришла традиция делать сам металлический каркас стеной здания и использовать его структуру в эстетических целях. Ритмичные соединения и перемычки каркаса были для архитекторов нотами, из которых складывалась особая музыка небоскребов.

Каждый американский небоскреб первой половины XX века представляет собой уникальный архитектурный проект, ставший изюминкой, занявший свое важное место в силуэте города. Однако в 70-80-е годы появляются «типовые» проекты небоскребов, которые начинают строиться повсеместно – в Бостоне, Сан-Франциско, Детройте и других американских городах.

Очередным трендом стало строительство небоскребов в стиле, основанном на интеллектуальном постмодернизме. В этом стиле Филипп Джонсон возвел башню INT’L Place в Бостоне, комплекс IDS-Centre в Филадельфии в 1973 году.

Одним из самых известных небоскребов в стиле постмодернизма стала построенная в 80-х годах в Сан-Франциско башня пирамидаьной формы «Транс Америка» – архитектором выступил Уильям Перейра. Особенностью небоскреба стала облицовка – не стеклянная, а из белого бетона.

В последней четверти XX века на территории США работает много иностранных архитекторов. В частности, автором проекта двух башен World Trade Center стал японец Минору Ямасаки – их строительство было завершено в 1973 году. Высота башен составляла 415 метров, внутри они отличались развитой инфраструктурой. Годом позже архитекторы американской фирмы «SOM» завершили в Чикаго строительство еще более небоскреба «Sears Tower». Эта 442-метровая башня также удерживала первенство по высоте среди зданий мира на протяжении двух десятилетий.

World Trade CenterWorld Trade Center

Были в числе американских небоскребов и такие, которые по неясным причинам не нравились жителям. Например, чикагская башня компании «АМОКО», фасад которой представлял собой непрерывные полосы, вытянутые вверх на всю высоту башни. В Лос-Анджелесе таким нелюбимым небоскребом стала башня «Library Tower», которую построил архитектор Пей. Она стала самой высокой в городе – выше 300 метров, и выглядела как огромный кристалл. Однако жителей не впечатлила.

Имеются в Америке и откровенно ироничные небоскребы. Например, упомянутый выше Филипп Джонсон построил для компании «AT&T» небоскреб, похожий на шкаф «в стиле чип & дейл» – горожане прозвали его именно так. А вот здание «Марина Сити» внешне напоминает пачку печенья без упаковки.

Последние разработки архитекторов небоскребов сводятся, конечно, к эргономике и экологичности зданий. Ванкуверский отель «Уолл Центр» застеклен специальным стеклом, пропускающим только безвредные для человека солнечные лучи. В Торонто в 2000 году был построен «умный» офисный центр, вобравший в себя все технические достижения последних лет и ставший своеобразной сенсацией.

Американская глава в истории высотного строительства – самая важная и длинная

На территории штатов прошли основные этапы «освоения неба», разрабатывались и внедрялись новые технологии и материалы. Далее небоскребы стали появляться в Азии и, как ни странно, именно там сегодня находится настоящая столица небоскребов – Китай – в Поднебесной их действительно больше всего по количеству.

 

МНЕНИЕ:

Андрей Раевский, профессор кафедры Основ архитектурного проектирования УралГАХА:

– Я считаю, что такое архитектурное явление как небоскребы обязательно должно присутствовать в Екатеринбурге. Наш город изначально развивался как промышленный центр и сегодня индустриальная составляющая является доминирующей в его структуре. У нас практически нет памятников архитектуры, построенных в стиле классицизма или барокко, зато достаточно индустриального наследия и памятников конструктивизма. Стилистически они хорошо будут сочетаться с таким индустриальным архитектурным направлением, как небоскребы.
Во всем мире небоскребы являются символом престижа и высокого статуса города, поэтому для такого динамично развивающегося мегаполиса как Екатеринбург они также необходимы. У нас нет такой плотной исторической застройки в центре, как, например, в Санкт-Петербурге или Париже, где она формирует сердце города. Поэтому оптимальным местом для строительства небоскребов в Екатеринбурге я считаю центр города – так же, как в Чикаго и Нью-Йорке.
Что касается климатических условий, то они вполне пригодны для строительства и эксплуатации небоскребов: это подтверждает пример «Высоцкого», управляющая компания которого, насколько я знаю, не испытывают особых проблем, связанных с обслуживанием здания. В любом случае, технологии строительства небоскребов должны быть индивидуальными, адаптированными для местных условий. 
 

Наш вклад в общее небо

В России опыт строительства домов высотой до неба сравнительно скромен. Первыми небоскребами у нас стали помпезные сталинские высотки. Причем, небоскребами они считаются только в нашей стране, где под это определение попадают дома выше 75 метров и 25 этажей. В разных странах существуют различные взгляды на то, какую высоту считать минимальной для небоскребов, но большинство экспертов сходится во мнении, что это – 120 метров – именно на этой высоте плывут облака!

Первые 8 сталинских небоскребов заложили в один день в Москве, чтобы построить к 800-летию столицы. Однако построили только 7 – строительство последнего свернули из-за смерти Сталина. Кстати, одно из них – здание МГУ высотой 240 метров и 36 этажей – оставалось в Москве самым высоким вплоть до недавнего времени, когда построили башню «Москва», входящую в комплекс «Москва – Сити» (ее высота составляет 302 метра).

Москва-СитиМосква-Сити

В Екатеринбурге пионером среди настоящих небоскребов можно считать БЦ «Высоцкий», сданный в 2011 году. Его высота составляет 188 метров – 54 этажа. В настоящее время ведется застройка будущего делового центра – Екатеринбург-Сити, который включит сразу несколько высоток – башню «Исеть» (209 метров), башню «Урал» (свыше 300 метров), а также «Демидов», «Де Генин» и «Татищев».

В английском языке есть такое понятие, как «скайлан». Перевести его можно как «небесную линию», узнаваемый силуэт города, который размещают на открытках и сувенирной продукции. У старого, привычного для нас Екатеринбурга тоже есть свой «скайлайн» – с узнаваемым куполом цирка, недостроенной телебашней, шпилем Администрации. Сегодня город активно разрастается вширь и ввысь, и, вероятно, совсем скоро его «скайлайн» изменится. Хочется верить, что изменится не до неузнаваемости, и городские власти, архитекторы и градостроители смогут построить новое, не разрушая до основания старое. Удастся ли им это – увидим на улицах Екатеринбурга уже в ближайшие годы.

Екатеринбург-СитиЕкатеринбург-Сити

 

«БЕСПОЛЕЗНАЯ ВЫСОТА» НЕБОСКРЕБОВ

Здание Американского Банка в Нью-ЙркеЗдание Американского Банка в Нью-Йрке
Бесполезной высотой называют ту часть здания небоскреба, которая не является эксплуатируемой – например, шпиль. Иногда она составляет весомую часть общего «роста» здания. 61 % сверхвысоких небоскребов (выше 300 метров) обрели свой статут только за счет бесполезной высоты – без нее они стали бы обычными рядовыми небоскребами!

У Дубайского 824-метрового небоскреба Burj Khalifa бесполезная высота составляет 244 метра, немалый процент бесполезной высоты и у его соотечественника – небоскреба Бурж Аль Араб (124 метра из 324 метров – что составляет 39 %).

В здании Американского Банка в Нью-Йорке процент бесполезной высоты равен 36 и составляет 131 метр из 366. А вот мировой лидер по бесполезной высоте находится у нас, в Москве – это построенная в 1955 году 206-метровая гостиница «Украина». 42% высоты здания не эксплуатируется!

Кстати, Китай, где небоскребов больше всего, лидирует и по числу зданий с бесполезной высотой (24 небоскреба – 14 % от их общего числа).

 

Burj KhalifaBurj Khalifa
НЕБОСКРЕБЫ ОАЭ

В последние десятилетия самые оригинальные идеи архитекторов воплощаются в Дубае. Сегодня здесь свыше 60 небоскребов высотой более 200 метров, включая самое высокое здание в мире – небоскреб «Burj Khalifa». Он был открыт в 2010 году, его высота составляет 824 метра. Проектированием здания занималось американское архитектрурное бюро SOM.
Сегодня в Дубае планируется создать несколько очень интересных проектов. Например, двигающийся небоскреб, спроектированный итальянцем Дэвидом Фишером, который является автором концепции «Двигающиеся здания», способной, по его мнению, стать началом новой эры в архитектуре. Спроектированное им здание должно достичь порядка 400 метров в высоту, а каждый его этаж будет представлять отдельную конструкцию, которая сможет вращаться вокруг своей оси за счет действия ветровых турбин. Такие вращающиеся дома Фишер планирует строить по всему миру, включая Россию. Правда, пока ни одно из них не было реализовано.

Crescent Moon TowerCrescent Moon Tower

Еще один привлекающий внимание Дубайский проект – дом в виде полумесяца Crescent Moon Tower. Пока он существует в виде проекта, однако уже получил высокие оценки мировых экспертов. Здание в форме гигантского полумесяца будет отражать принадлежность Дубая к исламскому миру и станет новым символом эмирата. Для внешней отделки планируется использовать светопроводящий бетон, который позволит создавать небывалые архитектурные решения и эффекты. Высота здания составит 160 метров, внутренние назначения помещений еще не определены.

Материалы по теме

Комментарии