17 марта 2015
Набережная Исети. На берегу очень тихой реки…

Екатеринбург

Набережная Исети. На берегу очень тихой реки…

Что за дом притих, погружён во мрак,
На семи лихих продувных ветрах…
В. Высоцкий

Мы продолжаем наши прогулки по старому Екатеринбургу (начало см. в «Мегаполис. Все о недвижимости», № 8, 9, 10). Наша сегодняшняя прогулка – по набережной Исети. Именно здесь, на участке между улицей Малышева и цирком, стоит одно из самых необычных и самых злополучных зданий Екатеринбурга – знаменитый Косой дом. У этого дома множество самых разных названий – Доходный дом, Дом коммунаров, Дом – системный блок, Театральный дом… И с каждым из них связана своя, особенная история.

Доходный дом

В конце 19 века в Екатеринбурге на ул. 2-й Береговой, 16 (сейчас здесь проходит улица Горького) в большом деревянном доме с подвалом и флигелем проживал купец Василий Иванович Чувильдин. Он пользовался в городе немалым уважением, за что дважды избирался гласным Городской думы. Основным же занятием Василия Ивановича была мучная торговля. Торговля шла более чем успешно, и со временем Василий Иванович подал прошение о строительстве рядом со своим домом – еще одного, теперь уже каменного. У некой Марфы Филипповны Козловой он выкупил участок под строительство, и в 1900 году на левом берегу Исети появилось двухэтажное строение необычной конфигурации в модном тогда «кирпичном» стиле. Для его строительства Чувильдин привлек архитектора А. С. Чирковского, известного как автор первой екатеринбургской электростанции. Скорее всего, сам Василий Иванович в этом доме не жил — он использовался для сдачи внаем. Отсюда и название — доходный дом.

Надо сказать, что в то время строительство доходных домов было весьма выгодным делом. Как отмечает в своей книге «Жизнь посвящаю городу» свердловский архитектор Геннадий Елагин, «во второй половине XIX столетия с ростом доходов купечества оживились и золотые прииски, и товарное производство, открыты ряд коммерческих банков, возрос объем торговли. В городе появились каменные особняки, торговые и доходные дома купцов Тарасовых, Зотовых, Казанцевых, Рязановых, а на Успенской улице — торговые и доходные дома Атамановых, Дмитриевых, а позднее Второвых, Бардыгиных и иных».

Да будет свет!
История электрификации Екатеринбурга началась в 1885 году, когда в городе открылась первая контора «Товарищество П. Н. Яблочков и К° электрического освещения в России». Но тогда дальше открытия дело не пошло – контора вскоре закрылась, порадовав горожан разве что спецэффектами для «Колизея». Настоящее электрическое освещение появилось позже – в 1894 году. Главное здание Центральной электростанции «Луч» на 2-й Береговой улице архитектор А. С. Чирковский спроектировал в том же «кирпичном» стиле, что и доходный дом купца Чувильдина. Кстати, оно сохранилось неизменным до сих пор, включая характерную восьмигранную трубу. Сейчас здесь, по адресу: ул. Горького, 43, находится энергохозяйство трамвайно-троллейбусного управления.


Дом коммунаров

После революции в России особенно остро встал пресловутый «жилищный вопрос», и под заселение пошло все, что можно. И даже Царскосельский лицей был, как известно, превращен в огромную коммуналку, и в тех коридорах, где юный Пушкин, нетерпеливо грызя перо, писал про «покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес», сушились застиранные наволочки. Само собой, доходные дома также были национализированы, и большинство из них, как и следовало ожидать, стали коммуналками. Дом Чувильдина после событий октября 1917 года был передан в ведение горкомхоза и приспособлен под коммунальное жилье (этому не помешало даже то, что здесь не было канализации).

В течение нескольких десятилетий на этом берегу Исети кипела своя, особенная жизнь. Лепились друг к другу разномастные дома и домишки, сарайчики и гаражи. Женщины в шлепанцах на босу ногу выбивали половички и, по вечерам, лузгали семечки, пацаны рыбачили с берега с помощью самодельных удочек, бородатые мужички богемного вида неторопливо, вдумчиво пили «Агдам» и закусывали сырком «Дружба» с аккуратно расстеленных прямо на траве газеток. И над всем этим плыл густой, темно-лиловый запах сирени…

Но постепенно ветхие домишки, один за другим, сносили, а набережную благоустроили, поставив здесь фонари, скамейки и урны. И от всей 2-й Береговой улицы на берегу остался один-единственный дом – доходный дом Чувильдина (его нынешний адрес – ул. Горького, 14). Причем он, как «памятник архитектуры регионального значения», был расселен, однако не перестал быть доходным домом. Более того, он превратился… в коммуну северокорейских гастарбайтеров-нелегалов, бог весть каким образом здесь заселившихся. В феврале 2013 полицейские провели в этом доме-призраке тотальную проверку и обнаружили там около 80 последователей идей чучхе, разбежавшихся врассыпную при виде людей в форме. Ну а в комнатах, прямо на полу, аккуратными стопками лежали шерстяные одеяла, на электрических плитках стояли закопченные миски, а стены старинного особняка трудолюбивые коммунары украсили портретами Ким Ир Сена и графиками трудового соцсоревнования.

Тогда, два года назад, проблему с гостями из КНДР, судя по всему, удалось решить, а вот что происходит в «доме коммунаров» сейчас – неизвестно. Во всяком случае, даже за полночь в глубине этой одинокой темной громады мерцает синеватый неровный свет, наводя легкий ужас на гостей города, опрометчиво отважившихся на романтическую прогулку по набережной.

Косой дом

Одно из самых популярных у екатеринбуржцев названий доходного дома купца Чувильдина – Косой дом. Вообще-то, дом выглядит вполне себе прямым: он поставлен лесенкой на крутом спуске к Исети, восточным фасадом обращен на улицу Горького, западным – на реку Исеть. Но в плане (если рассматривать вид сверху) он имеет форму не прямоугольника, где все углы 90 градусов, а параллелограмма с острым углом 80 градусов. По одной из версий, г-н Чувильдин настаивал на строительстве нового дома в непосредственной близости от своей деревянной усадьбы. Строители были вынуждены встраивать его в имеющийся ландшафт и нашли оригинальное решение.

Кстати, Косой дом на улице Горького – не единственный в Екатеринбурге. В получасе ходьбы от набережной, на ул. 8 Марта, 30а, стоит еще один косой дом. Причем он даже «косее», чем дом Чувильдина, его угол – 71 градус (специалисты определили это, измерив с помощью специальных приборов северные углы обоих зданий). Однако статус «косого» получил именно этот, ступенчатый дом на левом берегу Исети.

Откуда берутся косые дома
В наше время «косые» дома появляются благодаря ошибкам проектировщиков и строителей. А в 19 веке причин было две. Во-первых, не всегда имелись четкие планы застройки: дома встраивали в линию улиц, а улицы зачастую пересекались не под прямым углом и сами были «косыми».


Во-вторых, строительству мешали многочисленные ручьи и речки. В середине 20 века, когда Екатеринбург активно застраивался, большинство из них были убраны под землю. Самая известная из таких подземных речек – Мельковка. Она протекает по территории завода Уралтрансмаш и впадает в Городской пруд. Раньше в эту речку также впадал ручей Засохин ключ, вытекающий из пруда в парке Харитонова-Расторгуева, а за современной улицей Шевченко находился пруд, который был спущен в 1928 году. Речку же окончательно заточили под землю в конце 1950-х годов.

Дом – системный блок

Если екатеринбуржцы чаще всего называют доходный дом Чувильдина – Косым домом, то российским, да и зарубежным туристам он известен как дом – системный блок.

Дело в том, что в двух шагах от Косого дома, на газоне у набережной, находится знаменитый памятник клавиатуре, который этой осенью отметит 10-летний юбилей. Он появился здесь в октябре 2005 года по проекту художника Анатолия Вяткина и стал первым памятником «клаве» в мире. Ну и заодно самой большой в мире клавиатурой: бетонная копия выполнена в масштабе 30:1 и состоит из 104 клавиш весом от 100 кг (самая тяжелая, «пробел», весит 500 кг!), в раскладке QWERTY. Клавиши расположены в углублениях с интервалом 15 см, а общая площадь проекта – 16 × 4 м.

Неудивительно, что после появления клавиатуры дом Чувильдина многими стал восприниматься как системный блок. Название реки Исеть, ни о чем не говорящее современному человеку, переосмыслили и все чаще пишут как I-сеть, а старинный доходный дом неожиданно для себя стал I-сеть-домом.

Что такое «Исеть»?
Название «Исеть» имеет несколько вариантов перевода. У сибирских народов есть слова «сет» – река, «исе» – рыба. Следовательно, в переводе с вогульского Исеть (или Исесет) – «рыбная река». По другой версии Исеть происходит от татарского «ис эт» – собачий запах. И, к сожалению, оснований считать вторую версию правильной становится все больше: так, в 2012 году, когда проводили реконструкцию набережной, уровень воды в Исети понизили и на дне обнаружили слой бутылок высотой в 1,5 (!) метра. Ну а в сентябре 2014 года специалисты Росгидромета оценили воду в Исети как «экстремально грязную». По их оценкам, содержание таких веществ, как аммонийный и нитритный азот, фосфаты и соединения марганца, достигает критического уровня.


Театральный дом

Ну а вообще, Косой дом – одно из самых артистичных и «фотогеничных» зданий Екатеринбурга. Он завораживает своей необычной формой, выщербленным кирпичом, темными окнами, глядящими в воду... Возможно, именно своей мистической аурой и таинственностью он так привлекает художников. Косой дом рисуют все без исключения студенты художественного училища, нередко его можно увидеть и в работах таких мастеров, как Виталий Волович, Алексей Рыжков, Алексей Ефремов. И, кстати, именно Виталий Михайлович Волович одну из своих работ с изображением Косого дома назвал «Театральный дом». Мастер объяснил это так: «Обычно пейзажи называют очень просто – «Вечереет», «Светало», «Завьюжило». А изображение этого дома – не просто пейзаж, сам он – некая театральная декорация»...

Кстати, Театральный дом засветился не только в живописи, но и в кино. В 1984 году он снялся в приключенческом боевике Павла Фаттахутдинова и Владимира Хотиненко «Один и без оружия», став едва ли не главным героем мрачноватого и по-своему притягательного осенне-зимнего антуража…

Ну а вообще, уже долгие годы этот удивительный особняк на левом берегу Исети находится в довольно удручающем состоянии. Летом 2014 года на набережной Исети, вплотную к нему, началось возведение комплекса, состоящего из трех коммерческих зданий (среди прочего здесь должны появиться ресторан и галерея изобразительного искусства). Земельный участок уже обнесли забором, вовсю идет рытье котлована. Ожидается, что проект будет реализован в срок до 2016 года. Общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников Олег Букин считает, что коммерческая застройка в непосредственной близости от особняка станет угрозой для его сохранности. Однако, по словам бывшего главного архитектора Екатеринбурга Михаила Вяткина, на девелопера будет возложена обязанность восстановить во всей красе этот объект культурного наследия – Косой дом «на берегу очень тихой реки»…

Текст: Ксения Генрих

Материалы по теме

Комментарии