29 июня 2015

Металлокаркас VS Железобетон

Металлокаркас VS Железобетон

Менее 1% гражданских зданий с применением стального каркаса строится в России, и 68% - в Великобритании. В нашей стране сформировалось особое отношение к стальному каркасу. Когда, почему и будет ли оно меняться?

 

Мы не строили, не строили

Главный аргумент, который приводят эксперты, отвечая на вопрос, почему мы так сильно отстаем от других стран в применении стального каркаса в многоэтажном строительстве, звучит следующим образом: во времена СССР использование этого материала было жестко регламентировано. «В послевоенные годы сталь являлась стратегическим материалом и в основном использовалась в оборонной промышленности, поэтому строителей вынуждали искать другие материалы. За альтернативу взяли железобетон, который стал основным стройматериалом во времена позднего СССР и продолжает доминировать в гражданском секторе сегодня», – отмечает генеральный директор Ассоциации развития стального строительства (АРСС) Дмитрий Еремеев.

В какие-то периоды использование металлокаркаса в гражданских проектах было возможно, если они реализовывались по воле политиков. К примеру, к 800-летию Москвы были построены сталинские высотки.

А мне здесь не нравится. Слишком мало зелени. Даже камень может стошнить

– Когда-то в журнале «Америка» я прочитал фразу Хрущева, которую он сказал во время поездки по США о Нью-Йорке: «А мне здесь не нравится. Слишком мало зелени. Даже камень может стошнить». После этого о строительстве небоскребов в СССР можно было забыть, – рассказывает начальник производственного отдела ЗАО «Трест «Уралстальконструкция» Валерий Антипин. – В те времена даже термин существовал – бумажная архитектура. Мечтать на бумаге, участвовать в конкурсах, даже международных – можно. Не всем. Но строить – нельзя.

Здание Свердловского обкома КПСС в 1980-е гг., с 1991 г. — здание Правительства Свердловской областиЗдание Свердловского обкома КПСС в 1980-е гг., с 1991 г. — здание Правительства Свердловской области

Политическую подоплеку, судя по всему, имело и строительство здания обкома в Свердловске. Версия Валерия Антипина:

– В конце 60-х в Тольятти на стальном каркасе начали строить 25-этажное административное здание АвтоВАЗа, оно было знаковым объектом в то время. Я думаю, Ельцин его увидел и загорелся. Его детище стало самым высоким зданием обкома КПСС в СССР, самым высоким зданием в Свердловске – мне кажется, стальной каркас был выбран исходя из амбиций будущего президента.

Высота здания – это, несомненно, амбиции будущего президента. Его детище стало самым высоким зданием обкома КПСС в СССР, самым высоким зданием в Свердловске.

Ограничения по использованию технологии в России были сняты как минимум три десятилетия назад. Примерно столько же, по данным АРСС, потребовалось Великобритании для увеличения доли стального строительства с 30% до 68% и выхода на лидирующие позиции. Почему в России инфраструктура не была восстановлена, а сталь, вопреки мировому опыту, так и не получила широкого применения?

Плюс на минус

По мнению экспертов АРСС, главные преимущества стального каркаса – это скорость и всесезонность строительства, обусловленные промышленным изготовлением элементов каркаса, возможность сэкономить на фундаменте вследствие меньшего веса конструкции, вариативность планировок и большая продаваемая площадь. Вместе с тем технология имеет и ряд недостатков.

Первый – сталь обладает меньшей по сравнению с бетоном огнестойкостью и склонна к коррозии, поэтому требует дополнительной защиты. С технической точки зрения проблема несущественная, но ее устранение сказывается на экономике строительства.

Второй момент, также повышающий стоимость этой технологии, – необходимость использования специализированной рабочей силы. «То же монолитное строительство дает возможность на основных работах применять менее квалифицированный труд. Специалисты по монтажу металла не только дороже, их еще и сложнее найти. В Екатеринбурге работает в лучшем случае несколько таких организаций», – поясняет главный архитектор ООО «Архпроект»  Александр Романов.

Жилой комплекс «Московский»Жилой комплекс «Московский»
Третий – жесткая зависимость от производителя. «Проблема на производстве может стать угрозой для проекта», – продолжает Александр Романов.

Четвертый – отношение потребителей.

Отсутствие инфраструктуры наряду с другими недостатками металлокаркасной технологии делает неочевидными выгоды ее применения. При этом в Екатеринбурге есть пример современного жилого здания, построенного на металлокаркасе – это жилой комплекс «Московский» (девелопер – «Уралэнергостройкомплекс»).

Застройщику важно построить квадратные метры понятного качества, в понятные сроки и с понятной себестоимостью. Этого металлический каркас пока предложить не может.

– На этапе проектирования резко выросли цены на цемент, и использование металла стало экономически привлекательным. Но цены на металл затем тоже поднялись, этот период закончился, о выгоде от использования стального каркаса сейчас говорить сложно. Застройщику важно построить квадратные метры понятного качества, в понятные сроки и с понятной себестоимостью. Этого металлический каркас пока предложить не может. Мы в экспериментальном поселке Светлореченский строили два дома почти одинаковых по архитектуре. Один из керамических блоков, другой на металлокаркасе. Строительство закончили одновременно, но организационных затрат дом на металлокаркасе потребовал больше, и проектных решений для него нужно было больше. Сегодня весьма ограниченный круг застройщиков готов идти даже на такие эксперименты, – отмечает Александр Романов.

Каркас будущего

Что ждет металлокаркасную технологию в дальнейшем? Во-первых, она уже получила применение в сегменте индустриальных и торговых объектов. «Я думаю, здесь сталь в России применяется примерно в такой же пропорции, что и в Европе», – говорит Александр Романов. Объяснение простое: в таких сооружениях меньше расход металла, чем в жилье, поэтому его экономика интереснее. Во-вторых, металлокаркас может получить развитие в строительстве по госзаказу, где основное внимание уделяется скорости. Но и в этом случае речь, скорее всего, идет об административных и социальных объектах. В-третьих, стальной каркас может найти себя в жилых и офисных высотках.

25–40 этажей можно возводить монолитом, потом интерес смещается к другим технологиям. Нагрузки на первые этажи очень большие, и если обычно используется бетон максимум Б40, в зданиях выше 40 этажей понадобится Б60 и Б80, а его сложно изготовить на наших заводах. Армирование сильно повышается, процесс бетонирования усложняется. Есть граница, после которой начинается поиск новой технологии, которой может стать стальной каркас. Если инфраструктурные проблемы, о которых мы говорим, будут решены.

Главную роль в устранении препятствий эксперты отводят производителям металлоконструкций.

–Они сейчас сильнее всех заинтересованы в расширении применения металлоконструкций, особенно в самом большом сегменте жилого строительства. Если производители предложат новый, адаптированный под эти цели, экономичный по расходу металла продукт, включатся в процесс подготовки кадров, типовых решений, то отношение к стальному каркасу может измениться достаточно быстро, – считает Александр Романов.

Текст: Алексей Белоусов

Материалы по теме

Комментарии