10 августа 2015

Идеальная инфраструктура Японии

Идеальная инфраструктура Японии

Подлетая к острову Хонсю и самому Токио, видишь, что остров в середине не очень-то и освоен. Это выглядит удивительным, учитывая то, что население этой крошечной страны вполне сопоставимо с российским и составляет 127 млн человек. Еще удивительнее то, что такое огромное количество народа не просто где-то умещается, а существует очень и очень комфортно.

 

Особый эмоциональный шок испытываешь, когда попадаешь на самую высокую токийскую телебашню – Tokyo Sky Tree – и с высоты нескольких сот метров собственными глазами видишь сверхвысокую плотность застройки этого мегаполиса. При взгляде сверху город представляет собой сплошной ковер из зданий, земли не видно практически нигде.

Но самое главное то (и в этом, видимо, и заключается достойное подражания искусство японских урбанистов), что на уровне улицы эта плотность застройки остается совершенно незаметной. Улицы Токио стерильно чистые, достаточно широкие и просторные. То тут, то там попадаются отдельные зеленые островки и безумно красивые парки в японском стиле. Много вертикального озеленения, а также садов на крышах и террасах зданий. И людей на улицах относительно немного. Даже в центральных районах и даже в метро.



Кстати, о метро, да и вообще о системе транспорта, стоит сказать отдельно. В часы пик вы спокойно заходите и выходите из вагонов, на пересадочных станциях нет таких людских пробок, как в Москве на кольцевой. Еще несколько десятилетий назад по миру гуляли фотографии, на которых специальные работники токийского метро в белых перчатках помогали запихивать пассажиров в вагоны. Сегодня служащие в похожей форме по-прежнему стоят на платформах, только теперь они следят за порядком высадки и посадки. При этом в метро есть туалеты, бесплатный Wi-Fi, кондиционеры, плюшевые разноцветные диваны и удобные верхние полки для сумок в вагонах, умывальники для мытья рук и ног в переходах и много чего еще.

В метро есть туалеты, бесплатный Wi-Fi, кондиционеры, плюшевые разноцветные диваны и удобные верхние полки для сумок в вагонах, умывальники для мытья рук и ног в переходах

Автомобильных пробок в городе тоже нет. Попасть в пробку можно, разве что в пятницу вечером, возвращаясь из далекого пригорода в самый центр. Понимание того, как японцы пришли к подобному порядку и гармонии, можно вывести из собственных наблюдений за ежедневной жизнью города и некоторых фактов, которые сообщают японские специалисты. 

Общественный транспорт

Очевидно, что важнейшими инструментами ликвидации напряженности здесь являются крайне плотная городская дорожная сеть и чрезвычайно развитая система общественного транспорта. Эта система настолько комфортна, что пользоваться автомобилем или автобусом даже в таком огромном мегаполисе практически нет необходимости. Основа общественного транспорта Токио – метро, а также наземный и надземный железнодорожный транспорт.
Плотность метро- и железнодорожных путей по ощущениям в несколько раз выше, чем в Москве. Станций гораздо больше, расстояния между ними короче, а скорость движения поездов выше. Но главное, что дает человеку, попавшему в столицу Японии, просто фантастическую мобильность – это то, вся эта сложная транспортная система качественно взаимоувязана между собой пересадочными узлами. В результате передвигаться по городу можно с какой-то совершенно немыслимой по российским меркам скоростью, но при этом не уставать и даже не замечать пройденных расстояний.


Автомобиль японцу не друг

Итак, машина в Токио действительно не нужна. Но чтобы окончательно отбить у японцев стремление к личному автотранспорту, городские власти применили ряд нормативных ограничений. Так, иметь автомобиль может только тот житель Токио, который располагает личным парковочным местом. Без документов на такое имущество машину в автосалоне вам просто не продадут. Кроме того, въезд в центральные районы стоит достаточно дорого, а штрафы за парковку в неположенном месте очень высокие. Результат налицо: при плотности населения на 26% больше, чем в Москве, пробок в городе практически нет.

При плотности населения на 26% больше, чем в Москве, пробок в городе практически нет

Решению проблемы скученности и рассредоточению людских потоков способствует также то, что Токио активно использует городское пространство не только по горизонтали, но и по вертикали – и для транспортных, и для пешеходных потоков. Подземные переходы и входы в метро у их разрослись до настоящего «нижнего» города с магазинами, ресторанами и другими развлечениями, откуда можно на поверхность вообще не подниматься. То же самое характерно для наземных построек, где на разных этажах устроены сады, дорожки, аллеи, променады, по которым, кстати, вполне комфортно передвигаться параллельно существующим улицам. То же самое можно сказать и об автомобильных дорогах – все скоростные трассы строго вынесены на эстакадах на верхние уровни, на обычных улицах оставлены лишь дороги внутриквартального значения.

За мной просили не занимать…

Ну и, конечно, во всем этом не последнюю роль играет национальная японская ментальность, с ее системностью, стремлением к порядку, аккуратности и дисциплинированности, иногда доходящей до настоящего абсурда. Чего стоят, например, клерки элитных бутиков, в белых рубашках и дорогих костюмах, с утра выходящие мыть мостовую перед своими прекрасными магазинами щетками с шампунем.

Показательна в этом плане работа с очередью на Tokyo Sky Tree. Сначала вы приходите к входу в башню, берете у специальных служащих талон одного цвета, на которой указано время вашего допуска в кассу через 2–3 часа. В назначенное время по этому талону вас запускают в коридор, который ведет к билетной кассе. В коридоре всех вошедших тоже делят на части новые работники, и маленькими группками пропускают за покупкой билетов (остальные пока стоят и ждут). Затем вы проходите к лифтам, где уже другие служащие (по одному на каждый из пяти или шести лифтов) строго распределяют вошедших и подгоняют ко входу каждый к своему лифту. Подходит лифт, служащая пропускает вперед туристов, заходит сама и нажимает кнопку. Кабина взмывает вверх. При выходе на смотровую площадку вас встречает очередная команда японцев, которые знаками показывают, куда нужно проходить и что делать.


Городские фермы и городские сообщества

Что касается непосредственно изучения зеленых решений и технологий, ярким примером может стать офис крупной японской компании Pasona, которая предоставляет услуги по кадровому и стратегическому консалтингу. Казалось бы, такое направление не предполагает реализации каких-то особых зеленых изысков. Однако при входе в здание создается ощущение, что вы попали в научно-исследовательскую лабораторию по выращиванию овощей и фруктов в городских условиях. Кстати, сейчас это – одна из последних тенденций постиндустриального урбанизма. Как объясняют сами представители Pasona, этот проект – в чистом виде реализация стратегии корпоративной социальной ответственности компании и ее вклад в обеспечение экоустойчивого будущего. Выращенные овощи отсылаются в столовую и идут на приготовление пищи для сотрудников.

Об инструментах модернизации городской среды в соответствии с принципами экоустойчивости не понаслышке знают и в Ассоциации Ecozerria. Сама ассоциация, в которую в 2007 году объединились компании (чьи офисы расположены в этом районе) с целью выработки и реализации стратегии инновационного развития, и является таким инструментом. Консолидация усилий и ресурсов многих участников позволила запустить Центр исследования и мониторинга стратегий устойчивого развития, штат которого и занимается разработкой стратегии УР близлежащих районов, тестированием новых зеленых технологий, а также образовательными и просветительскими программами в этой области.

Действуя через эту ассоциацию, местному бизнесу удалось грамотно сформировать свои собственные представления о том, как должен развиваться их район, наладить конструктивное взаимодействие с властями и получить от них активную поддержку этих инновационных инициатив, а также привлечь инвестиции для запуска изменений, которые сейчас идут полным ходом. Примером таких изменений может стать тот факт, что большую часть энергии район Маринуочи получает из возобновляемых источников – от мощной ветряной электростанции, которая находится за пределами самого района в море, и от гидроэлектростанции, расположенной там же.


Вход в подземное царство

Из природных катаклизмов Япония весьма подвержена не только землетрясениям, но и наводнениям. Так, несколько рек, протекающих в пригороде Токио, довольно часто и сильно разливаются, принося многомиллионный ущерб городам, расположенным в зоне затопления. В итоге японцы решили проблему кардинально и на поражающем воображение блестящем техническом уровне, построив за 10 лет самый большой в мире противопаводковый коллектор.

Подъезжая к нему поверху, вы ничего особенного вокруг не замечаете: небольшое административное здание, за ним – футбольное поле. С одной стороны поля – маленький бугорок-дверца. За дверцей – лестница вниз. Спускаетесь по ней под землю, и попадаете в настоящий подземный дворец (как в сказках про троллей) 100 метров в длину и 30 в высоту. В спокойном состоянии коллектор выглядит именно так, как на фотографии, иногда его даже арендуют для съемок телепередач и рекламы. Но когда происходит наводнение, то коллектор превращается в резервуар для переброски излишков воды из самого опасного района вниз по течению в малонаселенную местность. Все инженерные системы этого сооружения работают в автоматическом режиме, поэтому в спокойном состоянии на объекте дежурит всего один человек, а в рабочем – не более восьми.

Посещение коллектора наглядно демонстрирует комплексный подход в решении тех глобальных проблем, с которыми столкнется в ближайшем будущем большинство стран в связи с изменением климата.

Главное, чему у японцев стоит поучиться – это системности в управлении любыми видами потоков

В Японии стоит замечать и брать на вооружение не только высокие технические достижения местной экономики, но и реализацию глобальных принципов устойчивого развития в конкретных решениях Главное, чему у японцев стоит поучиться – это системности в управлении любыми видами потоков – информационных, человеческих, автомобильных, их аккуратности и чистоплотности. Все это помогает им успешно решать важнейшие проблемы современного мегаполиса, такие как перенаселенность, автомобильные пробки, обеспечение комфортности городской среды.

Материал предоставлен журналом "Зеленый город"

Комментарии